вторник, 26 ноября 2013 г.

Анализ стихотворения А.А.Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад..."



Стихотворение А.А.Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад..." появилось в 1877 году. Оно посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой. Относится к любовной лирике, очень музыкально. написано в форме монолога.
Это воспоминание о любви, оставшейся в прошлом. Стихотворение как бы разделено на две части: лирический герой переживает две встречи с возлюбленной, между которыми долгая, томительная разлука.
Поэт не дает конкретного описания образа любимой, изменений их взаимоотношений. Все стихотворение - это чувства, которые переживает лирический герой. Происходят события на фоне природы и тесно взаимосвязаны с ней, что является неотъемлемой частью поэзии А.А.Фета                                                                                        
 
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...



Тема
Взаимосвязь человека и природы
Лексика
(эпитеты,
образы, детали, глагольные формы)
1 строфа
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у ваших ног в гостиной без огней.
 
 
 
 
 
 
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
 
 
 
 
2 строфа
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
 
 
3 строфа
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда. Во вздохах этих звучных,
Что ты одна-вся жизнь, что ты-одна любовь.
 
Глаголы прошедшего времени раскрывают безмятежность, умиротворение состояния, которое усиливается на фоне природы.
Это состояние подчеркивает метафоричность «лучей у ваших ног»
Сравнение создает ощущение наполненности чувства.
Образ рояля дает возможность услышать музыку.
 
 
Образ зари как кульминация  чувства лирического героя.
Использование однородных глаголов неопр. формы способствует нарастанию этого чувства.
 
Эпитеты  усиливают безрадостное существование без любимой.
Повторы  дают возможность понять , что безвозвратно ушедшее не вернуть.
 
Синтаксис
(структура предложения. Сторофы; интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
 
2 строфа
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
 
 
 
 
 
3 строфа
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна-вся жизнь, что ты-одна любовь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4 строфа
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
 
Одно сложноподчиненное предложение говорит о непрерывности действия.
Деепричастные обороты  уточняют накал чувственности  в первой строке, и боязни потерять мгновение в третьей строке.
 
 
 
 
Анафора (союз И в начале строки) указывает на длительность времени происходящего, возврат к прошлому, на движение жизни.
 
Использование  простых предложений, где подлежащее и сказуемое выражено местоимениями и существительными в им.падеже,  с переносом  смыслового оттенка , в результате перестановки тире.
 
 
 Восклицательное предложение используется как утверждение жизни, чувства, которое оставило неизгладимый след в душе лирического героя.
Звукопись
1 строфа
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у ваших ног в гостиной без огней.
 
 
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
 
 
4 строфа
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
 
 
Ассонанс. Создает музыкальность стихотворения.
 
 
Аллитерация. Создает напряженность чувства.
 
 
 
 
Аллитерация. Напряжение чувственного накала и вера в продолжение жизни, сохранение памяти прошлого.
Сюжет
 
 
 
 
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у ваших ног в гостиной без огней.
 
 
 
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
 
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
 
 
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна-вся жизнь, что ты-одна любовь!
 
 
 
Стихотворение разделено  на две части, но в нем можно выделить
 
Завязку,
 
 
 
 
 
Развитие действия
 
 
 
 Кульминация
 
 
 
 
 Развязка,
эмоциональное  и смысловое завершение
Образ лирического героя
Скорее всего,  образ  лирического героя строится  по ассоциативному ряду чувств, представленных в стихотворении: острота ощущений, ожидание блаженства от близости с любимой, боязнь потерять любовь, возвращение памяти незабываемых встреч, вера в жизнь
Идея
Жизнеутверждение! Любовь и искусство самое прекрасное в жизни. Это то, что движет человеком, что помогает видеть «что жизни нет конца».

Комментариев нет:

Отправить комментарий